Лимбика. Часть 2. Про ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА!

Лимбическая система. Что такое эмоции и чувства, и какими они бывают, мы рассмотрим более подробно, так как понимание языка собственных эмоций является залогом успешного управления своей жизнью.

Логика наших эмоций часто похожа на логику маленького ребенка и это не случайно. Эмоции рождаются в лимбике. Как мы уже говорили, что это древняя кора, которая определяет наши желания и отвечает на единственный вопрос «Хочу». Именно от зародившихся эмоций зависит наша мотивация и действия.
Итак, определение эмоций.

1. Эмоции – это адаптивный механизм, который заложен в нас природой для оценки ситуации.
Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов.

emotion, от лат.emovere – возбуждать, волновать.

Emoveo- потрясаю, волную. Психическое отражение в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха…) жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности
и поведения человека, направленных на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, одним из средств которых являются выразительные движения, имеющие сигнальный и социальный характер.

Эмоции могут либо стимулировать активность человека, либо подавлять.
Формирование эмоциональной  сферы человека – важнейшее условие развития его как личности. И главная  особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно – исторической практике был выработан особый язык, который может передаваться как некоторое, общепринятое описание.
А события, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона  — т.е. настроения.
Чувства —  наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей. (Про чувства чуть подробнее мы поговорим дальше.)

Проявление сильно доминированного чувства называется страстью.  Страсть – это сплав эмоций, мотивов и чувств.

Разновидностью эмоциональных состояний является стресс. Г.Селье подробно описал теорию стресса. Здесь мы не будем этого касаться.
Состояние аффекта – это очень сильное эмоциональное переживание, проявляющееся активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. Высокая интенсивность эмоций (или состояние аффекта) возникает тогда, когда эмоции долгое время не замечаются и/или подавляются, и как следствие этого происходит интенсивный, взрывной эмоциональный выгруз.
Эмоциональные состояние очень разнообразны не только по модальности и интенсивности , но также по динамике (длительности)  и степени выраженности.
Основные компоненты эмоциональной сферы :
— Базовые эмоции, их достаточно  не много, порядка 10.
радость;

печаль;

удивление;

отвращение;

гнев;

страдание;

презрение;

вина;

стыд;

смущение;

интерес.

Эмоции

— Оттенки эмоций. Вот их огромное множество.

— Настроение.

— Состояния.

— Чувства.

— Высшие чувства.
Переживания эмоций имеют две стороны: внешнюю и внутреннюю.
Внутреннее переживание, это то, что человек чувствует.
Внешнее – то, как он эти чувства проявляет.

Чувства

Почему непроявленные эмоции ведут к серьезным психическим нарушениям.

Лимбическая система напрямую связана с мимической мускулатурой.

И  эмоция, которая рождается в данный момент, в норме должна отражаться на нашем лице. Часто это не происходит, так как формат общества, «воспитания»  и общепринятых социальных норм способствует тому, чтоб наша мимика соответствовала не эмоциональному состоянию, а той маске, которая в данный момент «соответствует» внешней картинке и сложившейся ситуации. И мимическая мускулатура управляется усилием воли лобными долями, сознанием, а не естественным проявлением эмоциональной сферы. То есть внутренне соответствие нарушается по общепринятым убеждениям в угоду внешнему соответствию. Это приводит к разрыву связей лимбического отдела мозга с корковыми структурами, что в свою очередь ведет к напряжению и психическим расстройствам. Именно поэтому в тех  обществах, где принято натягивать улыбку на лицо, очень высокое потребление нейролептиков и антидепрессантов, эти секреты нам раскрывает всё та же лимбическая система.

Высший продукт развития  эмоций человека – чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций. Чувства – это высший продукт культурно – эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры, предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства всегда связаны с работой сознания и играют мотивирующую роль.
Чувства – это самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов человека, которая формируется в условиях его жизни в обществе.

Таким образом, чувства:

  • Более устойчивы и долговременны по сравнению с эмоциями.
  • Выражаются через определенные эмоции и могут иметь сложную природу, т.е. последовательность из эмоций

 

Чувства имеют отличительные особенности.
а ) Осознанность

б ) Предметность.

В ) Обобщенность.

Чувства могут быть простые и высшие.
Высшие чувства – особая форма переживания, связанная с более сложными духовными потребностями человека, в которых заключено все богатство человеческих отношений и отражение его внутреннего мира. Объектами этих чувств  могут являться отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства, отношение и сопричастность к чему либо.

лимбическая система

Формирование и воспитание Высших чувств  носит культурно исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, традиций и ритуалов.
К высшим чувствам относятся:
— Чувства моральные (нравственные) – переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития.

Эти и такие чувства возникают при сравнении действительности с общественными нормами после их принятия.

— Чувства интеллектуальные. Чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности.
— Чувства эстетические. Это своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета.
— Чувства практические. Чувства, связанные с практической деятельностью человека.
В дальнейшем, мы подробно будем рассматривать все аспекты этих высших чувств и то, как их формирование связано с различными структурами мозга, затрагивая такой, как лимбическая система.  А сейчас я перечислю те чувства, которые наполняют каждый из четырех разделов высших чувств.

 

  • Нравственные:

Любовь,  товарищество,  патриотизм,  чувство долга,  честь,  честолюбие,  дружба,  доброжелательность,  гуманность,  сочувствие,  нежность,  жалость,  симпатия,  стыд,  совесть (муки совести),  ненависть,  вражда,  месть,  зависть,  злорадство,  жестокость.

  • Интеллектуальные:

Жажда знаний, любознательность, любопытство, чувство интереса, любовь к истине, удивление, радость открытия, удовлетворение от интеллектуальной деятельности, сомнения в правильности решения,  уверенность в правильности доказательства, чувство юмора, сарказм.

  • Эстетические:

Переживания прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке… Эти чувства  связаны с пониманием гармонии, красоты, возвышенного, трагического, коммического. Эстетическое наслаждение.

  • Практическое:

Досада, удовольствие, творческий подъем, трудолюбие, удовлетворенность от работы, приятная усталость, удовлетворенность от выполненного дела и др.
Мы не случайно чуть подробнее остановились на высших чувствах, так как, они активно выражены и  свойственны именно тем людям, у которых развиты структуры мозга присущие только людям. Мы будем подробно об этом говорить в следующих текстах

Те клиенты, у которых развиты высшие чувства, очень легко попадают в состояния, которые влияют не только на внутреннюю гармонизацию всей системы. Мгновенно реагирует все внешние обстоятельства и начинают складываться события, способствующие росту и развитию человека.
То есть,  меняя внутреннее состояние, вернее последовательность состояний ( а-б-в…), меняется внешняя последовательность событий( А-Б-В…)
Этот феномен описал в своих трудах Анохин П.К. Теория функциональных систем как основа поведения человека в реальных условиях жизни.

 

В заключении, хочу акцентировать Ваше внимание на следующих аспектах:

  • Эмоция = энергетический ресурс организма, обеспечивающий жизнедеятельность, активность и здоровье системы.
  • Формирование и управление эмоциональной сферой зависит от лимбической системы мозга и ее связей с высшей корой.
  • Высшие чувства – это то, что человека формирует как Человека.
  • Сценарий жизни и управление ей зависит от определенного строения и развития мозга человека и здесь включается лимбическая система.

 

Эти и такие аспекты помогают каждому из нас ответить на вопрос Как человеку стать Человеком . И задуматься над такими философскими  вопросами : Кто я? В чем смыслы жизни? Горизонты развития?
И, возможно, Вы не найдете быстрых ответов на эти не простые вопросы. Но можете направить фокус внимания  на вопросы.

И мы знаем, что свет рассеивает тьму. Где внимание, то и происходит.

3 комментария на “Лимбика. Часть 2. Про ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА!”

Юлия

Отличная, очень подробная статья !
Браво, Ирина! тему лимбики вообще мало кто из психологов касается …! Хотя, это на столько важно, чтобы понимать уровень своего эмоционального интеллекта и уметь отслуживать его.

    Ирина Несивкина

    Благодарю Вас, Юлия! Рада, что Вы посетили наш сайт! Присоединяйтесь ко мне на Фейсбук, во вторник я начинаю там прямые эфиры и вы сможете напрямую со мной пообщаться! https://www.facebook.com/events/1766606653631069/
    Буду очень рада Вас видеть!

    Ирина Несивкина

    Да, Юля. При этом, лимбико-ретикулярная формация, по просту — лимбика-это не просто теоретические знания. Это практические инструменты к управлению собой, своими эмоциями, своей физиологией, своей психикой. Когда знаешь что и знаешь как, тогда есть возможность менять качества жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Лимбика. Часть 1. Система мозга, отвечающая за адекватность.

Лимбика, или Лимбико - ретикулярная формация. Мозг – это главный центр управления полетом. ) Если рассматривать нашу жизнь как

Закрыть